Что такое сторителлинг и зачем рассказывать истории

Время чтения: 9 минут


Мы все любим истории: переживаем за героев и внимательно следим за развитием сюжета. Неважно, что именно она из себя представляет, главное — история привлекает внимание. Сторителлинг — трансляция сюжетов и смыслов с помощью реальных или вымышленных историй, может стать эффективным инструментом, если вы готовы хорошенько подумать над тем, что и как хотите рассказать миру. В рамках этого материала мы расскажем, почему сторителлинг — это больше, чем выдумывание историй и почему он может стать инструментом, который вдохнет новую жизнь в ваши проекты.

Из психологии в маркетинг

Еще до того, как о нем прознали ушлые маркетологи, сторителлинг в своеобразной форме использовался в разных психологических практиках. Отличие в том, что человек не читал чужие истории, а придумывал свою. Конструирование истории по определенному сценарию дает возможность перезапустить процессы восприятия и осознания, показывает варианты переживания ситуации или развития событий. Банковский клерк в собственном сознании конструирует день, где он и не клерк вовсе, а владелец ветеринарной клиники: детальная проработка такой истории позволяет ему понять, действительно ли это то, чего он хочет и какие шаги нужно предпринять, чтобы из нынешнего положения добраться туда, где все это — реальность, а не фантазия.

На аналогичных принципах строятся известные книги Барбары Шер, основанные на ее собственной истории успеха.

На службе оборотней

Сторителлинг часто используется в качестве инструмента для формирования имиджа бренда. Иногда компании достаточно вспомнить, с чего все начиналось и собрать реальные факты в крепкую интересную историю. Это работает: рассказ с живыми фактами помогает увидеть людей за ширмой официальной статистики и блестящих достижений, задействует не только рацио и логику, но и эмоциональные реакции.

Но часто случается, что интересной истории нет или реальность кажется не такой заманчивой и в этом случае маркетологи тоже используют приемы сторителлинга — потому что работает. Яркий пример — это бренды-оборотни, которые ловко используют стереотипы массового сознания и дают людям то, что они хотят увидеть. Например, на постсоветском пространстве некоторые бренды электроники или бытовой техники мимикрируют под немецкие, японские или американские — с соответствующей историей, деталями и позиционированием. Это помогает им выйти в более высокую ценовую категорию и делает их солиднее в глазах покупателей. Такая ситуация не говорит о том, что сторителлинг плохой и существует только для того, чтобы манипулировать общественным мнением, это говорит о том, что прием работает.

От журналистики до карточек товара

Сторителлинг универсален, его применяют в качестве инструмента для создания журналистских материалов, позиционирования бренда и даже представления отдельных товаров.

Если вы хотите использовать его в digital-пространстве, задействуйте все возможности, которые предоставляет вам среда. Есть мнение, что этот метод вне публичных выступлений и переполненных залов несколько ущербен и проигрывает сразу по нескольким пунктам, ведь у вас не так много рычагов для воздействия на аудиторию. И если еще 30 лет назад спикер имел значительные преимущества, то сегодня это не так. Появление легендарного интерактивного лонгрида Snowfall показало: если вы готовы комбинировать разные виды контента, чтобы отразить многомерность истории, она привлечет тысячи людей. Текст в сочетании с иллюстрациями, интерактивными схемами, видео, фото делают историю объемной, погружают читателя в повествование и включают эмоциональные реакции.

Snowfall — это масштабный проект, который сильно повлиял на развитие digital-журналистики. Вы можете сказать, что это никак не связано с более приземленными вещами, а поэтому сторителлинг останется абстрактным и малоприменимым методом. Да, истории редко используются в более сжатых формах, но от этого становятся еще более впечатляющими.

Отличный пример использования разных форматов для создания интересной и привлекательной истории — карточки в магазине бренда Betabrand. Авторы не просто показывают, как выглядят куртки, рубашки или брюки, они создают вокруг вещей контекст, продумывают сценарии использования. И это не стандартный бубнеж про “универсальную куртку, которая защищает от ветра и мороза”, а яркая и цепляющая история. Некоторые карточки сопровождаются рассказом дизайнера о том, как и почему он разрабатывал такие модели — личный опыт делает историю еще более интересной.

Вот видео про Космический жакет:

Если вам кажется, что куртка с нашивками NASA — это слишком специфический пример и легко придумывать крутые истории, когда можно связать товар с детскими мечтами о космических путешествиях, то вот вам Лучшая рубашка для путешествий.

Обратите внимание: на странице есть только маленькое описание, вся история складывается из деталей, которые мы видим на фото: залы ожидания аэропортов, рюкзаки, путеводители, звонки из телефонных будок, достопримечательности, поездки на арендованной Vespa — все это передает дух путешествия. А еще показывает, что истории можно рассказывать и без слов.

Один из мощных форматов, который просто расцветает, если сочетать его со сторителлингом — это инфографика. Многие авторы и дизайнеры считают, что именно история отличает хорошую инфографику от плохой. Не авторские картинки и иконки, и даже не несколько информационных пластов, а именно история, которая заставляет читателя погружаться в повествование и искать больше и больше информации, зашитой в инфографике.

Причем, в зависимости от предмета и темы, история — это не обязательно герой и его жизненный путь. Это может быть описание производственного цикла или истории продукта, основная задача в том, чтобы работа представляла собой не разрозненные факты, а цельную историю со своим сюжетом и задачами.

Истории можно рассказывать словами, схемами, картами, фотографиями. Если вы готовы разнообразить контент, но не знаете, какой формат подойдет лучше — поищите ответ в инфографике от Alfa Content:


+ Нет комментариев

Добавить комментарий